Перейти к содержимому


Фотография

Защита прав граждан в сфере оказания медицинских услуг (Тодика Ирина, юрист, магистр права)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Amala

Amala

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 107 сообщений

Отправлено 25 Июнь 2012 - 17:10

Защита прав граждан в сфере оказания медицинских услуг

«Здоровье до того превышает все остальные блага жизни,
что поистине-здоровый нищий счастливее больного короля,
а девять десятых нашего счастья зависят от здоровья»
Артур Шопенгауэр.

Жизнь и здоровье – это одни из важнейших компонентов нашего счастья. Это то, что мы всегда желаем друг другу. Это также то, что государство должно не только гарантировать гражданину, но и исправно соблюдать в первую очередь.

Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г., гарантирует каждому человеку основные права и свободы, среди которых на первое место поставлены право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность (статья 24), право на охрану здоровья (статья 36) и право на защиту (статья 26).

В условиях демократии, в Республике Молдова концепция прав человека приобрела особое значение. В отличие от недавнего прошлого, во главе угла находится вопрос реализации и защиты прав отдельной личности. Первостепенным из естественных прав человека обоснованно считается право на жизнь. В то же время одним из существенных аспектов правового статуса личности может считаться право человека на получение медицинской помощи.

В развитие конституционных положений, законодательство Республики Молдова и все отрасли права, присущими им средствами, охраняют эти важнейшие человеческие ценности от преступных и иных противоправных посягательств. Однако в реальности права граждан зачастую нарушаются, в связи, с чем возникает необхо­димость их защиты.

В 1967 году была создана Всемирная Ассоциация Медицинского Права (ВАМП), объединившая в своих рядах врачей, юристов, организаторов здравоохранения, специалистов по этике и других лиц, заинтересованных в развитии и соблюдении прав пациентов и медицинских работников

Государство, на конституционном уровне признавая жизнь и здоровье человека в качестве приоритетных объектов охраны, устанавливает различные социальные и правовые механизмы защиты этих благ, в том числе гарантии надлежащего оказания медицинской помощи. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, в современных условиях всё ещё можно констатировать недостаточную эффективность медицинского обслуживания населения, что, помимо объективных трудностей материально-технического характера, зачастую объясняется субъективными факторами: недобросовестным отношением врачей к своим профессиональным обязанностям, необоснованным отказом в медицинской помощи или оказанием её не в полном объёме, неправомерным вмешательством медицинских работников в физиологические процессы пациентов.

Много жалоб приходится слышать по поводу обслуживания в лечебных учреждениях. Все мнения сводятся к тому, одному, что без денег даже страховой полис не поможет. Принято считать, что плачевное состояние нашей медицины – от бедности. Заработная плата у врачей – мизерная, оборудование – устаревшее, лекарства – какие завезли. И это чистая, правда. Но люди не должны бояться предавать огласке все случаи, когда с них просят деньги и отстаивать свои законные права до конца.

Мы попытались выявить наиболее часто встречаемые проблемы, с которыми простые граждане сталкиваются практически всякий раз, когда им приходится обращаться за медицинской помощью в местные поликлиники и больницы. Также, мы постарались на основе проведённого анализа данных ситуаций, систематизировать пути их решения.



Ситуация


На что имеем право


Куда обращаться за помощью

1. При вызове скорой помощи просят сообщить номер полиса. Говорят без этого не приедут по вызову.


Скорую медицинскую помощь должны оказывать бесплатно всем, независимо от того, есть у человека полис обязательного медицинского страхования или нет.


К главврачу больницы скорой помощи; в Министерство здравоохранения РМ или территориальное агентство Национальной медицинской страховой компании.

2. Пациенту назначена консультация специалиста, которого в поликлинике нет. Предлагают пройти платный осмотр в коммерческом медицинском центре.


Семейный врач обязан оформить направление в другое медицинское учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования, где пациенту бесплатно в плановом порядке будет проведена требуемая консультация.


К заведующему поликлиники, главврачу больницы; в Министерство здравоохранения РМ или территориальное агентство Национальной медицинской страховой компании.

3. Находясь в отпуске в другом городе Молдовы, кишиневец получил травму. В больнице, куда его привезли, требуют оплатить лечение, несмотря на то, что у пациента есть столичный полис.




Травма - это тот экстренный случай, когда в любом медучреждении страны человеку обязаны оказать бесплатную медицинскую помощь. Помимо травм, такими случаями являются состояния, угрожающие жизни или здоровью; внезапные заболевания; обострения хронических болезней; несчастные случаи; отравления; осложнения беременности и при родах.


К главврачу больницы или поликлиники; в Министерство здравоохранения РМ; в территориальное агентство Национальной медицинской страховой компании; в прокуратуру.





4. Лечащий врач отказывается предоставить пациенту историю болезни, результаты его анализов.






Пациент имеет право: ознакомиться с результатами анализов и обследований, попросить пояснить их значение, взять копии всех имеющихся в медучреждении документов, касающихся состояния его здоровья. Кроме того, пациенту должны доступным языком объяснить, как его будут лечить, рассказать о возможных рисках, последствиях и вариантах лечения. Врач обязан обсуждать с пациентом альтернативные методы лечения.


К руководителю медицинского учреждения, в котором пациенту предоставляли помощь, а при отказе - в Министерство здравоохранения РМ.





5. Пациенту назначили операцию, но он сомневается в её целесообразности и настаивает на проведение консилиума.




Без согласия пациента врачи не имеют права оперировать. Если пациент против, он должен письменно это подтвердить. Если пациент - ребёнок, требуется согласие родителей. Но, в случае угрозы жизни, собирается консилиум из трёх врачей, который и принимает решение - даже если родители против. Также, пациент имеет право на альтернативное медицинское мнение и получение рекомендаций других специалистов по собственному желанию или по просьбе его законного представителя.


К руководителю клиники; в Министерство здравоохранения РМ или территориальное агентство Национальной медицинской страховой компании.

6. Пациент в конфликте с участковым врачом и хочет наблюдаться у другого специалиста.


Пациент может сняться с регистрации в своей клинике и воспользоваться услугами другой либо перейти к другому врачу по месту регистрации. Для этого надо написать заявление на имя руководителя поликлиники.


К руководству поликлиники, а при отказе - в Министерство здравоохранения или территориальное агентство Национальной медицинской страховой компании.

7. Пациента - инвалида второй группы инвалидности без особых объяснений переводят на третью группу инвалидности.






Освидетельствованное лицо, которое не согласно с решением консилиума республиканского уровня, имеет право в течение месяца подать заявление об отмене решения на имя председателя Республиканского консилиума врачебной экспертизы жизнеспособности. В этом случае лицо подлежит освидетельствованию в установленном порядке Объединённым высшим консилиумом, решение которого является окончательным.


В Республиканский консилиум врачебной Экспертизы жизнеспособности, а в случае отказа или неудовлетворения решением Консилиума - в судебную инстанцию, в установленном законом порядке.



Итак, если нарушаются ваши права пациента, вы можете обратиться по следующим адресам:

Министерство здравоохранение - тел.: 729907, 729838, 0 800 71010 - горячая линия;
Фармацевтическая инспекция при Агентстве по медикаментам - тел.: 73-74-48;
Бюро по связям с общественностью при Службе стандартизации и метрологии - тел.: 74-14-64;
Центр по защите прав пациентов и инвалидов - тел.: 518079, 664033;
Помимо этого вы можете оставить жалобу в любом из центров по защите прав потребителей - тел.: 55-69-84;
Центр по информированию и юридическому консультированию потребителей - тел.: 23-83-16;
Центр по защите прав потребителей РМ - тел.: 48-21-52;
Проверить качество купленного медикамента можно, зайдя на сайт www.amed.md.

Прямые консультации врача и юриста проводятся бесплатно и по желанию, конфеденциально.



Хотелось бы, чтобы у нас в РМ существовало достаточное количество бесплатных центров, в которые по необходимости можно было бы обратиться для получения необходимой информации о защите своих нарушенных прав в сфере здравоохранения. А ещё лучше было бы предложить разработку такого правового института, как «Адвокат в сфере здравоохранения», который мог бы находиться при каждом медицинском учреждении, с целью консультирования граждан и защиты их нарушенных прав.

Подвести итого данного исследования, хотелось бы словами советского писателя Леонида Сухорукова: «Человеческая жизнь требует нечеловеческого здоровья». Никогда не нужно забывать, что болезнь – это не повод опускать руки. Надо знать свои права и в любой ситуации уметь их должным образом отстаивать, даже на больничной койке.

#2 Марина

Марина

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 134 сообщений

Отправлено 14 Июнь 2013 - 14:32

когда ребенку был 1 месяц и мы пришли на плановый осмотр, то наша участковая решила, что ребенок мало набрал и вызвала скорую. я хотела написать отказ, но она не разрешила, а врачу из скорой сказала, что дочка "кашляет", хотя такого не было. нас повезли в инфекционку, откуда местный врач вытурил, вызвав другую скорую, которая нас повезла уже в республиканскую детскую больницу на 40 лет ВЛКСМ.

такой вопрос - я могла все таки отказаться от скорой, написав отказ или это чему-то противоречит?

#3 Nikusi4ka

Nikusi4ka

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 219 сообщений

Отправлено 16 Июнь 2013 - 23:25

Могли бы конечно отказаться, письменно написав отказ - это Ваше право! с одной стороны, но есть и другая - если врач считает что есть угроза жизни или здоровью Вашему ребенку, то по-любому ребенка должны отвезти в больницу -это если бы Вы добровольно отдали ребенка в их руки. НО если Вы пишите "отказ" ,то понятное дело что Вы не хотите и так как Вы родитель - вся ответственность на Вас - не едете и ребенка не отдаете - это Ваша цель. И с полицией не повезут, только если Вы реально не в адекватном состояние/пьяная в хлам. Забрать ребенка могут только после долгих процедур как-то обращения врача в нужные инстанции.

#4 VladAnna

VladAnna

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 280 сообщений

Отправлено 17 Июнь 2013 - 09:21

семейная просто перестраховалась, у нее на участке были случаи нехорошие. врачи в 2 больницах недоумевали зачем нас отправили на скорой и с таким диагнозом. а надо было все лишь почаще кормить ребенка. за пару дней, что мы провели в больнице, ребенок хорошо набрал.

#5 olea-lea00

olea-lea00

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 57 сообщений

Отправлено 20 Июнь 2013 - 13:29

Ну слава Богу что у Вас все так гладко обошлось. У меня есть друзья, так вот та Мама с ребенком попали в больницу так как ребенок не набирал в весе, копали-копали и накопали генетическое заболевание( Там наоборот семейный врач не парилась, еще и на прививки отправила.

#6 VladAnna

VladAnna

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 280 сообщений

Отправлено 20 Июнь 2013 - 13:55

Ну слава Богу что у Вас все так гладко обошлось. У меня есть друзья, так вот та Мама с ребенком попали в больницу так как ребенок не набирал в весе, копали-копали и накопали генетическое заболевание( Там наоборот семейный врач не парилась, еще и на прививки отправила.


я слышала случай, когда семейная вот также не реагировала, а молодая мама как чувствовала, что с ребенком что-то не то и оказалось воспаление легких

#7 karpovalv

karpovalv

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 54 сообщений

Отправлено 22 Июль 2013 - 17:54

Eu iata nu am ancredere an medical de familie - umblu de nevoie ori cum se mai spune длиа галочики . Si specialistii tot singura mi-am gasit prin alte parti. Vrei sa te aperi de greseli - mergi la mai multi.
Изображение